Как повестка устойчивого развития может быть реализована в рамках БРИКС — РБК Отрасли

Фото: Фотохост-агентство brics-russia2024.ru

Мир не может игнорировать вопросы энергоперехода, выбросов вредных веществ, задачи сохранения биоразнообразия, влияние экологии на здоровье населения, социальную ответственность бизнеса. И страны БРИКС не исключение. Все они осознают актуальность целей ESG (environmental, social, governance — англ. природа, общество, управление) и разрабатывают углеродное регулирование на национальном уровне. В первую очередь это относится к растущим экономикам Китая, Индии, России. Товарооборот России с этими странами по итогам 2023 года вырос до $240 млрд и $65 млрд соответственно.

В Китае, например, разрабатывают аналог европейского механизма пограничной углеродной корректировки ЕС, действующего с 2023 года, — CBAM, отмечает руководитель направления «Устойчивое развитие» ЦМИ НИФИ Минфина РФ Екатерина Копалкина. Год назад размещение зеленых облигаций Газпромбанка стало первым случаем, когда соответствие бумаг стандартам ICMA (International Capital MarketAssociation) и российской таксономии было верифицировано китайской China ChengxinGreen Finance Technology. Ранее подобные бумаги верифицировались в Европе.

В России создан реестр выбросов парниковых газов, обязывающий компании раскрывать данные об углеродном следе. Сейчас в правительстве и бизнес-сообществе обсуждают идею Минэкономразвития РФ ввести внутренний углеродный налог, чтобы поступления от него оставались в России и служили здесь целям декарбонизации. А с сентября 2024 года впервые в России нефинансовая отчетность стала носить обязательный характер: Московская биржа приняла на уровне обязательных требования публикации нефинансовой отчетности для компаний первого и второго уровней листинга.

Глобальная ESG-политика так или иначе влияет на Россию и остальные страны БРИКС, пусть и не всегда напрямую, отмечает Екатерина Копалкина. Поэтому партнеры продолжат вести активную работу в этом направлении.

Придут ли страны БРИКС к единым стандартам

В ходе прошедшего в октябре в Казани XVI саммита БРИКС президент России Владимир Путин одним из приоритетов сотрудничества назвал дальнейшее продвижение взаимодействия в сфере науки, высоких технологий, здравоохранения и экологии. Условия для этого есть, считают эксперты. К этому подталкивают и обстоятельства.

Летом 2024 года в Евросоюзе была принята директива CSDDD (Corporate Sustainability Due Diligence Directive), согласно которой с 2026 года все страны ЕС должны на национальном уровне обязать компании заниматься ответственными цепочками поставок. При этом подходе зарубежные компании предъявляют ко всем своим иностранным партнерам требования в части устойчивого развития, например обязательное ведение нефинансовой отчетности, сокращение углеродного следа, ответственное отношение к своим сотрудникам. «Принятие подобного документа на уровне стран БРИКС могло бы послужить развитию торгового и стратегического сотрудничества на уровне союза», — считает Екатерина Копалкина. Страны БРИКС, по ее словам, к такому развитию событий готовы. Так, Бразилия, Индия и Китай уже серьезно продвинулись в законодательстве о зеленых госзакупках, их опыт можно распространить на остальные страны. В отличие от некоторых государств — членов ЕС в странах БРИКС эти требования пока носят рекомендательный характер.

Кроме того, есть все предпосылки для обсуждения на уровне БРИКС единого списка зеленых товаров, что облегчит торговлю между участниками объединения, считает Екатерина Копалкина.

«Но прежде всего должны быть выработаны универсальные зеленые стандарты», — подчеркивает эксперт. В первую очередь речь идет о единой таксономии климатических проектов, которая вполне может быть создана на базе российской. В мире зеленая таксономия есть всего у 20 стран (в БРИКС помимо РФ только у Китая и ЮАР). В России она весьма тщательно проработана. Так, она содержит подробный перечень требований к зеленым проектам, соответствующим мировым стандартам. Кроме того, в российской зеленой таксономии представлены перечень проектов, способствующих адаптации экономики к климатическим изменениям, и параметры возможной господдержки.

Еще один активно обсуждаемый между странами механизм реализации ESG-повестки относится к единому для стран БРИКС рынку углеродных единиц, говорит Екатерина Копалкина. В России действует Национальная система аккредитации, занимающаяся проверкой углеродной отчетности. В эту систему входят все независимые органы валидации и верификации парниковых газов. Сотрудничество по этому вопросу в странах БРИКС и создание единого углеродного рынка, по ее словам, будут способствовать снижению удельных выбросов парниковых газов и развитию чистых технологий.

В рамках БРИКС важно изначально заложить такие параметры ESG-отчетности, которые ставили бы во главу угла реальные достижения в защите окружающей среды и эффективность мероприятий, исключая greenwashing (формальный подход, при котором за достижение ESG-целей может выдаваться то, что таковым отнюдь не является), считают эксперты. Так, например, западная модель ESG-отчетности позволяет набрать дополнительные баллы за счет кабинетных исследований и компенсировать этим реальное загрязнение окружающей среды, рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. «Более того, дополнительные баллы можно получить просто за разработку некой узконаправленной ESG-стратегии (например, по очистке воды)», — ссылается эксперт на результаты исследования Финансового университета при правительстве РФ.

Как новые технологии стимулируют устойчивое развитие

Прежде всего странам БРИКС необходимо развивать и перенимать опыт создания зеленых технологий и перевода экономики на низкоуглеродный путь развития, проекты по сохранению и развитию экосистем, считает основатель компании «КарбонЛаб» Михаил Юлкин.

По его словам, Китай, например, имеет эффективные технологии снижения выбросов угольных электростанций. Еще более актуальны продвинутые китайские технологии солнечной и ветряной генерации, говорит Михаил Юлкин. Совместная разработка Россией и Китаем этих технологий способствовала бы продвижению их и в других странах объединения, в первую очередь в Индии, считает он. России интересны также электромобили мирового класса, производимые в КНР, и китайские технологии хранения энергии. Бразилия далеко продвинулась в области зеленого топлива (биоэтанола), что также может быть интересно России, отмечает эксперт.

Перспективным представляется сотрудничество и в разработке, и применении водородных технологий, считают в «КарбонЛабе». В Бразилии в октябре текущего года был подписан закон о стимулировании производства зеленого водорода, объем финансирования составит 18,3 млрд реалов (почти 32 млрд руб.). У России же есть Сахалинский водородный полигон.

У нашей страны большой опыт в строительстве и эксплуатации гидроэлектростанций, что может заинтересовать Бразилию. С этой страной также высок потенциал сотрудничества в сфере сохранения лесов — бразильские леса в отличие от российских уже больше выделяют СО2, чем поглощают, рассказал Михаил Юлкин. «Но такой риск есть и для РФ, и для КНР, этот вопрос тоже нужно решать», — отмечает эксперт.

В России также есть эффективные технологии не только строительства атомных электростанций, но и переработки отработанного ядерного топлива и утилизации ядерных отходов. Это одно из направлений, которое Россия может предложить странам БРИКС в рамках ESG-повестки, говорит Игорь Юшков: «Атомная энергетика признана способствующей энергопереходу и отнесена к низкоуглеродной, по всему миру строятся новые АЭС. Этим станциям придется столкнуться с вопросами переработки топлива и утилизации отходов».

Кроме того, если страны БРИКС намерены продолжать пользоваться ископаемым топливом, необходимо развивать взаимодействие в области технологий CC (U) S (поглощение, использование и хранение углерода), говорят эксперты.

Также сотрудничество в рамках БРИКС возможно в сфере адаптации к климатическим изменениям, в частности в области спутникового мониторинга и раннего предупреждения серьезных стихийных бедствий. Научная и технологическая база России, Китая, Индии и Бразилии это позволяет, считают эксперты. Для успешного сотрудничества странам БРИКС при этом необходим единый научно-технологический центр, где будут разрабатываться подобные совместные программы.

Разное