Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ Куба


Республика Куба

Плотность транспортной сети территории Кубы - одна из самых высоких в Латинской Америке. Здесь на каждые 100 кв. км. территории приходится 13 км. железных дорог и 30 км. безрельсовых путей, из которых 14 км. - шоссейные дороги с твердым покрытием. Однако региональный уровень обеспеченности территории сухопутными видами транспорта различен. Он наиболее высок в районах, прилегающих к кубинской столице, и особенно на территориях, расположенных между Гаваной и Матансасом. По центральной оси острова протянулись магистральные ж/д и шоссейные линии, связывающие важнейшие экономические районы страны и разделяющие ее на две части: северную, лучше обеспеченную транспортными путями, ввиду того, что здесь находятся основные производственные и экспортные районы, и южную, где современные транспортные линии ограничиваются в основном отрезками дорог, соединяющими центральные магистрали с южными портами. Протяженность дорог национального значения в провинциях страны: Пинар-дель-Рио - 1150 км; Гавана - 1200; Город Гавана - 260; Матансас - 910; Вилья-Клара - 1060; Сьенфуэгос - 620; Санкти-Спиритус - 710; Сьего-де-Авила - 730; Камагуэй - 1080; Лас-Тунас - 490; Ольгин - 890; Гранма - 690; Сантьяго-де-Куба - 730; Гуантанамо - 760; о-в Хувентуд - 220; всего - 11500.

Статус экономики: обрабатывающая, аграрная.

Источник: http://foto.academ.org/details.php?image_id=18275&sionid=4ab46c07e2cff14929b8e7e90ce2cd10

КФР. Товарооборот Кубы в 2004г. вырос на 16,3% (7,42 млрд. долл. США) по сравнению с 2003г., из них:
- с Венесуэлой 1,2 млрд. долл. США,
- с Китаем - 700 млн. долл. США,
- с США - 456 млн. долл. США,
- с Россией - 300 млн. долл. США и т.д.
Экспортные поставки увеличились на 32,5% (2 млрд. долл. США), в то время как импорт возрос на 14,3%, превысив 5,4 млрд. долл. США.
Продолжали сохраняться неблагоприятные для Кубы условия торговли: снижение цен на экспортируемый Кубой сахар-сырец и рост мировых цен на импортируемые энергоносители. Превышение импорта над экспортом привело к сохранению отрицательного сальдо торгового баланса, составившему 3,4 млрд. долл. США. По некоторым видам с/х продукции (соя, пшеница твердых сортов, кукуруза и др.) Куба заняла первое место среди импортеров в Центральной Америке и зоне Карибского бассейна.
В экспорте продолжали преобладать традиционные товары, которые составили 74% общей стоимости. Первое место занял никель (61% общего объема экспорта), затем идут сахар-сырец и производные сахарного тростника, табак, рыбная продукция, цемент и ром.
Рост экспорта традиционных товаров составил 33%.
90% от всего экспорта Кубы обеспечили 13 компаний, в том числе: <Кубаникель>, кубино-канадское СП <Моа-никель>, <Кубазукар>, <Фармакуба>. Наблюдалось увеличение доходов по статье экспорта услуг (туризма), являющегося одним из основных источников доходов, связанного с ростом на 8% потока туристов (2,05 млн. чел.).
В число основных стран - потребителей кубинской продукции (услуг) в 2004г. вошли Нидерланды (28%), Канада (20%), Венесуэла (13%), Россия (8%), Испания (7%), Китай (4%), на них - 82% кубинского экспорта.
Основной торговый партнер Китая - Венесуэла и в дальнейшем продолжит поставки нефти в соответствии с соглашениями, подписанными с Кубой, а также расширит и диверсифицирует двусторонние торгово-экономические связи на основе подписанного в декабре 2004г. соглашения <Боливарианской инициативы для Америк (АЛБА)>. В развитие указанных соглашений Венесуэла будет поставлять 590 тыс.т. каменного угля в качестве топлива на планируемой к строительству теплоэлектростанции в г. Мариэль. Меньшая часть поставляемого каменного угля из Венесуэлы пойдет на кубино-китайское СП по производству ферроникеля в г. Моа.
Производимый на Кубе ферроникель будет частично использоваться именно в Венесуэле, на планируемом к строительству комбинате по производству нержавеющей стали. Инвестором всего проекта выступает китайская компания <Чина минметалс>.
В 2004г. в американо-кубинских торговых отношениях продолжилась практика осуществления прямых торговых сделок по закупкам Кубой продтоваров, объемы которых достигли 456 млн. долл. США, увеличившись на 30% по сравнению с 2003 годом.
В 2004г. Китай осуществил целевые капиталовложения в другие отрасли национального хозяйства в объеме 400 млн. долл. США (в страны Латинской Америки всего было инвестировано 890 млн. долл. США).
Кубинская сторона испытывает первоочередные потребности в малотоннажном флоте способном осуществлять каботажные перевозки. Рассматривается вариант организации трехстороннего предприятия с участием Венесуэлы, Вьетнама и Кубы по модернизации уже имеющихся мощностей кубинских портов и строительстве новых сооружений (доков и стационарных верфей для строительства малотоннажных грузовых и пассажирских судов).
Транспорт. В результате проведенной инспекции кубинских дорог было выявлено их неудовлетворительное состояние, прежде всего, дорожного покрытия, дренажа и как следствие - размытие автотрасс дождевыми, а в горных условиях и селевыми потоками. Характерны эти разрушения в горной местности востока страны, где трассы сползают в низины, и их ремонт не представляется возможным.
Министерство экономики и планирования выделяет повышенный годовой бюджет для содержания дорожной сети национального значения - поддержание и ремонт дорожного покрытия, эстакад, мостов, коллекторов, расчистки дорожных откосов. Предусмотрено проведение не только ремонта полотна дороги, но и ее ограждение, установка дорожных знаков, оборудование объектов сферы обслуживания.
Недостаточное финансирование планируется частично компенсировать за счет постепенного введения системы платного проезда по основным магистралям, по которым проходят туристические маршруты. Платным является лишь участок автотрассы Матансас-Варадеро.60% ж/д линий (9,5 тыс.км.) было построено сахарными компаниями с целью доставки сырья к сахарным заводам и сахара-сырца к портам.
Большая часть периферийных железных дорог, ранее использовавшихся для перевозки пассажиров и грузов, эксплуатируется не по назначению и их состояние не соответствует техническим нормам. Кроме того, отсутствует необходимый исправный локомотивный парк. Необходимость восстановления активности железных дорог на Кубе требует ассигнований на модернизацию подвижного состава, технических сооружений и систем управления.
Основные международные и национальные аэропорты Кубы, предназначенные для обслуживания авиатехники различного типа, характеризуются необходимой технической оснащенностью и протяженностью взлетно-посадочных полос (ВПП), развитой инфраструктурой, подготовленным аэродромно-технического персоналом.
К ним относятся:

- <Рафаэль Кабрера Маетельер> (Нуэва Херона, о-в Хувентуд),
- <Абель Сантамария> (Санта-Клара),
- <Игнасио Аграмонтэ> (Камагуэй),
- <Эрманос Амейхерас> (Лас-Тунас), <Карлос Мануэль де Сеспедес> (Байамо),
- <Мария Грахалес> (Гуантанамо),
- <Густаво Ризо> (Баракоа),
- <Санкти-Спиритус> (Санкти-Спиритус),
- <Моа> (Моа).
Куба, в силу своего географического положения, наличия большого числа портов, портовых пунктов, а также бухт и заливов, располагает значительными возможностями для приема и обеспечения пребывания гражданских судов. Общее количество морских портов составляет 35. Наиболее важными среди них являются: в центральной части - Санта-Крус-дель-Сур, Тринидад, Сьенфуэгос, Кайбарьен. Мощности кубинских портов в основном обеспечивают потребности страны в морских перевозках. Усилия по их развитию направляются, прежде всего, на увеличение причального фронта, оснащение современным погрузочно-разгрузочным оборудованием, а также на проведение работ по расширению и углублению фарватеров.


Источник: http://foto.turkey-info.ru/various/forumchane_travel/58713.html

Связи с Россией. Среди стран СНГ Россия занимает 1 место по объему взаимной торговли с Кубой.
Объем российского экспорта в начале 200-х годов неуклонно снижался: в 2004г. - 60 млн. долл. США (в 2002г. - 255,9 млн. долл. США), равно как и импорт (230 и 280,4 млн. долл. США соответственно).
К числу наиболее актуальных проблем, решение которых необходимо принять на межправительственном уровне, продолжают относиться: погашение просроченной задолженности по российским кредитам по платежам 1999-2002гг., а также согласование и подписание Протокола о погашении кубинской задолженности поставками товаров и оказанием услуг.
Основной причиной снижения объемов экспорта на Кубу российских товаров стало ужесточение позиций российских экспортеров в связи с сохранявшимися в 2004г. задержками по оплате кубинскими организациями задолженности за ранее поставленные товары. В этих условиях российские организации зачастую переносили сроки очередных поставок на Кубу, а в ряде случаев полностью приостанавливали реализацию контрактов. На стагнацию повлияло также снижение покупательной способности Кубы из-за нехватки валютных средств, а также конкурентная борьба с иностранными фирмами и компаниями, предоставляющими более выгодные финансовые условия (льготное кредитование и рассрочки платежей на срок от 2 до 5 лет), при более высоких ценах, нежели на российские товары.
Количество российских участников внешнеэкономической деятельности с Кубой к концу 2004 года сократилось до 40 (в 2003г. - 45). Закрылись представительства ОАО <Авиазапчасть>, ОАО <Авиаэкспорт>, ОАО <Трактороэкспорт>.

Источник: http://vladimir25.narod.ru/photoalbum.html

Агентство по развитию международного сотрудничества Татарстана (АРМС), аккредитованное в Республике Куба на основании подписанного с кубинской стороной соглашения о создании кооперированного производства по сборке и ремонту двигателей для автомобилей <Камаз> и, в перспективе, сборке самих автомобилей <Камаз>, продолжило сборку указанных двигателей и в 2004г. собрало 100 двигателей.
Перспективные оценки свидетельствуют о потребностях кубинского рынка в увеличении объема производства до 3 тыс. двигателей в год. Однако впоследствии сборка была прекращена ввиду невыполнения кубинской стороной контрактных обязательств.
Несмотря на это, в 2004г. наметились тенденции к возможному увеличению инвестиционного взаимодействия на уровне организаций сторон. Кубинская сторона представила конкретные предложения по реструктуризации долга Кубы России с выплатой в течение 12 лет под 4% годовых.
В 2004г. на Кубе работали представительства 8 российских предприятий и организаций: ВАО <Автоэкспорт>, ТД ОАО <Внешинторг>, ФГУП <Машприборинторг>, ФГУП <ГК Рособоронэкспорт>, ОАО <Энергомашэкспорт>, ОАО <Зарубежцветмет>, ОАО <Силовые машины>, Агентство по развитию международного сотрудничества при кабинете министров Республики Татарстан.
В 2004г. объем экспорта российской продукции по линии АРМС составил 5 млн. долл. США.
Интерес к кубинскому рынку стали проявлять российские компании, готовые самостоятельно обеспечивать решение вопроса о предоставлении финансирования для реализации инвестиционных проектов на Кубе.
К основным направлениям этого инвестиционного сотрудничества, по которым организации сторон достигли определенного уровня взаимодействия, относятся:
- организация на Кубе сети сервисных центров по обслуживанию автомобилей <Лада>;
- реализация контракта по поставке на Кубу двух дальнемагистральных самолетов ИЛ-96-300;
- организация на Кубе сборочного производства российских автобусов <Лиаз> с объемом производства 250-300 автобусов в год (на первом этапе) и увеличение его до 500 ед. в течении последующих 3 лет;
- использование кубинских портов в качестве ремонтной базы российских рыболовных судов;
- программа восстановления кубинского парка грузовых автомобилей российского производства (<Камаз>, <Газ>);
- реконструкция 8 кубинских энергоблоков мощностью 100 мвт каждый;
- внедрение российской технологии по повышению извлечения сахара из сахарного тростника;
- создание совместного предприятия по переработке сахара-сырца в Республике Татарстан;
- модернизация ж/д транспорта; расширение систем орошения в сельском хозяйстве;
- переоборудование предприятий по производству хлора;
- модернизация системы лифтов г. Гавана;
- сотрудничество в области туризма.
Одним из возможных направлений инвестиционного сотрудничества является апробирование в российских медицинских учреждениях противоракового препарата HR-3 (предложение кубинского Центра молекулярной иммунологии), который прошел успешные испытания в Канаде и Испании.
Для модернизации морского, автомобильного и ж/д транспорта кубинцы рассчитывают на кредитные линии России, Венесуэлы, Китая, Ирана, Белоруссии, Франции.
Кубинские СМИ отмечают, что наиболее плодотворно идет работа с российскими и иранскими частными и государственными компаниями, тогда как торгово-экономическое партнерство с другими странами сдерживается такими факторами как неоправданно высокие цены и недобросовестность посредников.
В 2006-2010гг. кубинцы активизировали переговоры с белорусскими производителями транспортного оборудования по заключению контрактов на приобретение у них больших партий гражданского и грузового транспорта в счет российского кредита. Однако этот процесс сопровождался серьезными разногласиями, что в итоге привело к отказу Кубы от коммерческих предложений Беларуси. Аналогичная ситуация имела место в отношениях с Францией, которая вышла с предложением поставить на Кубу 150 городских автобусов, но прохладно отнеслась к проработке деталей возможной сделки.
Наибольшую активность на кубинском направлении проявили предприятия из Республики Татарстан, г. Санкт-Петербург, Тюменской, Саратовской, Нижегородской и Ярославской обл., Республики Чувашия, Алтайского края.
В Российской Федерации действуют три кубинских компании - <Петрокуб>, <Оммитель>, <БлюБалтик>. <Петро-Куб> совместная кубино-российская фирма, специализирующаяся в медицинской тематике, которая представляет на российском рынке кубинскую фармакологическую промышленность, а также продукцию некоторых специализированных научно-производственных и лечебных учреждений Кубы.
Значительные объемы российских товаров (машинно-техническая продукция, асбест, бумага, резина) поставлялись кубинской фирмой <Омитель>, зарегистрированной в России и имеющей возможность привлекать на льготных условиях необходимые денежные ресурсы. Общий объем поставок вышеуказанной продукции составил 6 млн. долл. США.
Справочно. Центральное шоссе имеет протяженность 1140 км и насчитывает 536 мостов. Оно проходит вдоль срединной части острова и находится в эксплуатации более 70 лет.
Шоссе <Юг> протяженностью 410 км соединяет провинции Гавана и Санкти-Спиритус через провинции Матансас и Сьенфуэгос.

По материалам Полпред (Россия) от 28 апреля и от 16 июня 2011г.

Наши новости и издания

Март 2014
Начата работа над новой статьей А. Э. Холопова и М. Ю. Мостова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Холопова и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Февраль 2014
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Холопова: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Январь 2014
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Холопова и М. Ю. Мостова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.