Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ Претенденты в партнеры (Золотой Рог, 01.09.2010г.)

Претенденты в партнеры

Надежда Воронцова

1 сентября 2010

Золотой Рог

Тема частно-государственного партнерства в последние полтора года наиболее часто упоминается на всевозможных экономических форумах, встречах президента и правительства с представителями крупного бизнеса, при обсуждении механизмов реализации национальных проектов и стратегических программ развития целых территорий.

Особая роль частно-государственному партнерству (ЧГП) отводится в самых затратных и долго окупаемых инфраструктурных проектах. Так, в обустроенной Европе в настоящее время этот механизм финансирования применяется в 15% инфраструктурных проектов. В России тем более работы в рамках ЧГП - непочатый край, были бы проекты.

Интересно, что некоторые эксперты усматривают в применении модели частно-государственного партнерства инструмент снижения уровня коррумпированности российского госаппарата, который за последние годы только растет. По недавно опубликованным данным экспертов Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития, за последние три года средняя частота взяток в России увеличилась с 38,7 до 39,3%.

От Британских морей

Россия, по мнению экспертов, приняла на вооружение британский опыт частно-государственного партнерства, где оно получило наиболее широкое распространение. Британская форма ЧГП - это так называемая "частная финансовая инициатива" (private financing initiative, или PFI), когда частный сектор строит объекты за свои деньги, потом эксплуатирует их в течение какого-то времени и получает от этого доход. Доход также может быть в виде платежей от государства, участвующего своей долей в проекте.

Основы партнерства бизнеса и власти в России представлены в Концепции развития ЧГП. А в июле этого года Государственная Дума приняла закон "О концессионных соглашениях". Что они подразумевают?

При реализации модели ЧГП в задачи государства входит выделение перспективных направлений развития экономики и создание условий для их реализации, в том числе путем предоставления финансовых ресурсов и формирования нормативной базы. От частного сектора требуется вложить в качестве своей "доли" финансовые ресурсы, управленческие навыки и опыт.

Еще до принятия закона в 2006 году государство запустило инструмент для финансирования крупных проектов - Инвестиционный фонд. По словам директора Департамента инвестиционной политики Минэкономразвития России Светланы ГАНЕЕВОЙ, у фонда есть своя цель - стимулировать реализацию крупных инфраструктурных и инновационных проектов, которая достигается не путем получения льгот или преференций, а с помощью механизмов ЧГП. При прочих равных условиях, считает Ганеева, частный инвестор намного эффективнее государства и именно частные инвестиции признаются основой долгосрочного экономического роста. Главная задача государства, по ее мнению, создавать и защищать рыночные "правила игры" для инвесторов и "вступать в игру" тогда, когда рынки дают сбой. Обязательным условием предоставления средств из Инвестиционного фонда является безубыточность проекта и наличие частных инвестиций.

Правила игры

Положение об Инвестфонде предусматривает три формы государственной поддержки проекта: прямое финансирование, предоставление гарантий по кредитам и взнос в уставный капитал. Первое условие победы в тендере на госфинансирование - стоимость проекта должна быть не менее 5 млрд. руб., а участие частного капитала составлять не менее 25%. Важным условием для победы является максимальная отдача на каждый бюджетный рубль.

Летом этого года правительственная комиссия под председательством Германа ГРЕФА уже поддержала первые семь заявок на получение средств из фонда. Таким образом, можно говорить о том, что механизм частно-государственного партнерства в России запущен.

Правда, в этом списке не оказалось ни одного проекта из Дальневосточного региона.

Впрочем, в перспективе их несколько. Все дело в готовности проектов пройти процедуру отбора. А она достаточно сложная. Начнем с того, что проекты, претендующие на финансирование из средств Инвестиционного фонда, должны получить два заключения: от независимого инвестиционного консультанта (авторитетного на российском и международном рынке инвестиционного банка) и от профильного федерального министерства.

Форма пакета документов утверждена в этом году распоряжением Правительства РФ № 391-р. Далее инвестиционные проекты и заявки на разработку проектно-сметной документации, прошедшие первый этап отбора, передаются в правительственную комиссию. Продолжать не будем, так как вся процедура подготовки документации и принятия решения по проектам прописана в целом ряде документов: постановлениях Правительства РФ об Инвестиционном фонде, инвестиционной и правительственной комиссиях, других нормативно-правовых актах.

Кроме того, в 2006 г. утверждена форма заявки на предоставление государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда и даны методические рекомендации по ее заполнению. Все материалы находятся в открытом доступе.

Отметим лишь, что есть целый набор как количественных, так и качественных критериев отбора проектов, одним из решающих среди которых является оценка экономии расходов федерального бюджета, обусловленных реализацией инвестиционного проекта.

Иными словами, чем меньше запрашиваемая сумма государственной поддержки на реализацию проекта, тем больше шансов на ее получение при прочих равных условиях. Не менее важен и такой показатель, как объем вклада инвестиционного проекта в увеличение валового внутреннего или валового регионального продукта.

В Дальневосточном федеральном округе известны пока четыре инвестиционных проекта, претендующие на финансирование из средств Инвестиционного фонда. Все они в настоящее время находятся на рассмотрении Института региональной политики (ИРП), который является официальным консультантом по формированию заявки в Инвестиционный фонд РФ. Из всех регионов округа отличилась Республика Саха (Якутия), представившая целых два проекта.

Проект "Комплексное развитие Южной Якутии"

Открытый конкурс Министерства экономического развития Республики Саха (Якутия) на разработку этого инвестиционного проекта ИРП выиграл в ноябре 2006 года. Целью проводимого конкурса было привлечение средств Инвестиционного фонда РФ пока только на разработку проектно-сметной документации на данный проект. Целью же подготовки самого проекта является создание на принципах государственно-частного партнерства на Дальнем Востоке России нового крупного промышленного района. Кстати, в июне этого года инвестиционная комиссия одобрила разработку проектно-сметной документации за счет средств Инвестиционного фонда РФ в размере 6 625 млн. руб.

Заказчиком проекта выступило Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия), где считают, что минерально-сырьевой потенциал Южной Якутии и прилегающих к ней территорий позволяет в перспективе реализовать здесь крупные инвестиционные проекты в нефтегазовом комплексе и газохимии, электроэнергетике и горнодобывающей промышленности с объемом предполагаемых вложений не менее чем в $0,5 млрд. каждый. При этом речь идет не столько о добыче полезных ископаемых, сколько о развитии перерабатывающих производств.

Экономико-географическое положение Южной Якутии и имеющаяся в регионе инфраструктура (производственная, транспортная, социальная) говорят о целесообразности создания именно здесь крупного газохимического центра, способного замкнуть на себя поставки газа из любого существующего и перспективного газодобывающего района Республики Саха (Якутия).

Используя в качестве сырьевой базы Чаяндинское и другие газовые месторождения, а также крупнейшее в восточной части страны Селигдарское месторождение апатитов, новый газохимический центр будет способен производить широкую гамму химической продукции с высокой добавленной стоимостью (полимеры, минеральные удобрения, синтетические моторные топлива и др.) как для внутреннего рынка, так и на экспорт.

Помимо этого намечаемая разработка Эльконской группы урановорудных месторождений в перспективе сделает Южную Якутию крупнейшим центром добычи урана в России, что особенно важно при реализации стратегии развития атомной энергетики в стране. Частью разрабатываемого проекта должно стать создание в Южной Якутии так называемого Южно-Якутского горно-металлургического объединения на базе местных месторождений железных руд (Таежное, Тарыннахское, Горкитское и др.), а далее - освоение Десовского железорудного месторождения и строительство металлургического комбината полного цикла. Возможность создания вышеперечисленных преимущественно энергоемких промышленных производств именно в Южной Якутии связана с доступом в перспективе к дешевому источнику электроэнергии в лице проектируемого Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса, первым этапом создания которого должно стать строительство Канкунской ГЭС на реке Тимптон.

Фактически можно говорить о потенциале создания на юге Республики Саха (Якутия) нового промышленного района на базе объектов гидроэнергетики и кластера промышленных предприятий, гарантированных потребителей электроэнергии, преимущественно связанных с переработкой имеющихся на территории полезных ископаемых. При этом, как считают в Минэкономразвития Якутии, в реализацию проекта в части производственной кооперации и развития инфраструктуры оказываются втянутыми прилегающие регионы - Амурская, Иркутская, Читинская области и Хабаровский край.

Инвесторами проекта, как ожидается, выступят ГидроОГК, Техснабэкспорт, Инвестиционная группа "АЛРОСА", Якутские угли - Новые технологии.

Томпонский горнопромышленный район

В январе 2010 года Институт региональной политики стал консультантом по формированию заявки в Инвестиционный фонд РФ по инвестиционному проекту "Комплексное развитие Томпонского горнопромышленного района". Его целью является создание на территории Северо-Востока Республики Саха (Якутия) нового горнопромышленного кластера на принципах государственно-частного партнерства.

Томпонский район Республики Саха (Якутия), а также транспортно тяготеющие к нему Верхоянский, Усть-Янский, Оймяконский и Усть-Майский районы обладают значительными запасами рудных полезных ископаемых. Наибольший интерес представляют месторождения рудного золота ("Нежданенское", "Кючус" и др.) и серебра ("Прогноз", "Мангазея" и др.), полиметаллических ("Верхне-Менкече" и др.) и медно-вольфрамовых ("Агылки", "Джалкан" и др.) руд, ресурсы олова, сурьмы и других металлов, а также топливные полезные ископаемые (каменный и бурый уголь).

Основным сдерживающим фактором освоения природно-ресурсного потенциала региона является недостаточное развитие транспортной и энергетической инфраструктуры. Томпонский район транзитом пересекает федеральная трасса "Колыма", в то время как остальная его территория практически лишена как круглогодичных транспортных коммуникаций, так и централизованных источников электроснабжения. Электросети Центрального энергорайона Республики Саха (Якутия) "заканчиваются" в районном центре.

Рабочая версия Концепции инвестиционного проекта предполагает, что при условии дополнительных инвестиций в геологоразведку здесь возможно создание новых горнодобывающих и обогатительных производств. Кроме того, в долгосрочной перспективе возможно строительство железнодорожной линии Якутск - Магадан, а объединение энергосистем Республики Саха (Якутия) и Магаданской области создаст предпосылки для развития угледобычи на месторождении "Джебарики-Хая" и для строительства угольной электростанции мощностью до 300 МВт.

На первом этапе ключевыми инфраструктурными объектами, необходимыми для развития указанных производств, являются строительство автодороги от федеральной трассы "Колыма" до Нежданинского золоторудного и Верхне-Менкеченского полиметаллического месторождений, а также линии электропередачи от районного центра (пос. Хандыга) до Нежданенского месторождения. В дальнейшем - строительство автодороги "Яна" (Томпорук - Тополиное - Батагай - Усть-Куйга - Депутатский - Белая Гора), которая, помимо вовлечения в хозяйственное освоение месторождений в северной части Томпонского района ("Агылки", "Джалкан" и др.), позволит решить проблему круглогодичного сообщения с арктической зоной Республики Саха (Якутия), обладающей колоссальным природно-ресурсным потенциалом (месторождения рудного золота, серебра, олова и др.).

Разработчики проекта считают: его реализация позволит решить социальные (рост занятости и доходов населения) и экономические (рост доходов бюджета, ускорение темпов роста экономики) проблемы в регионе, а также создать новую точку экономического роста.

Основным инвестором проекта выступает компания "Полюс Золото", заказчиком - ее дочерняя ОАО "Южно-Верхоянская горнодобывающая компания". В проекте также участвует специализированный рудный холдинг MBC Resources, входящий в состав группы "Метрополь", который намерен получить лицензию на право пользования и разработки серебро-полиметаллического месторождения "Верхне-Менкече". Частные инвестиции только в это месторождение со стороны MBC составят 8 млрд. руб. Строительством электростанции планирует заняться дочерняя структура американского энергоконцерна AES - AES Silk Road. "Полюс Золото" рассчитывает завершить всю работу по согласованию проекта до осени.

Наталкинский проект

ОАО «Полюс золото» добивается также государственного финансирования на разработку проектно-сметной документации еще на один проект, в Магаданской области. Это проект освоения Наталкинского золоторудного месторождения. В феврале консультантом по формированию заявки в Инвестиционный фонд тоже стал Институт региональной политики. Пока готовится заявка на участие в конкурсе на госфинансирование разработки проектно-сметной документации внешней электросетевой инфраструктуры Наталкинского ГОКа.

Как известно, Наталкинское месторождение расположено в Тенькинском районе Магаданской области, в бассейне реки Омчак, в 400 км от Магадана, и эксплуатируется уже 60 лет. В 2001-2003 г. подземный рудник на Наталкинском месторождении стал убыточным, и в 2004 году добычные работы на предприятии были остановлены. Группой специалистов была предложена и разработана принципиально новая концепция дальнейшего освоения Наталкинского месторождения, сутью которой являлось проведение широкомасштабных геологоразведочных работ с целью доразведки и переоценки запасов месторождения для открытого способа разработки.

В короткие сроки в течение 2004 - 2006 гг. силами ОАО "Рудник им. Матросова" (дочерняя компания ОАО "Полюс Золото") был проведен полный комплекс геологоразведочных работ с последующим подсчетом и государственной экспертизой запасов Наталкинского месторождения, по результатам которой было поставлено на государственный баланс крупнейшее в России и третье в мире золоторудное месторождение для открытой добычи руды с подтвержденными запасами золота свыше 1 500 тонн. Было признано, что Наталкинское месторождение представляет собой крупную рудную залежь простого строения протяженностью около 4500 м при средней мощности более 200 м и что в данных условиях возможна эффективная разработка месторождения открытым способом с использованием высокопроизводительной горной техники и применением прогрессивных технологий обогащения руд.

Объем инвестиций в реализацию проекта составит около $1,5 млрд. После выхода предприятия на проектную мощность годовой объем производства золота составит порядка 50 тонн (1,61 млн. унций). Но основным сдерживающим фактором освоения месторождения является недостаточное развитие энергетической инфраструктуры. В соответствии с проектом рассматривается два варианта внешнего электроснабжения Наталкинского ГОКа.

Амурский горно-металлургический кластер

Чуть позднее, в апреле 2010 года, Институт региональной политики стал консультантом по формированию заявки в Инвестиционный фонд РФ по инвестиционному проекту "Инфраструктурное обеспечение развития горно-металлургического кластера в Приамурье", предполагающему проектирование и строительство на принципах государственно-частного партнерства горно-металлургических предприятий и объектов инфраструктуры в Амурской и Еврейской автономной областях.

Как известно, на российском Дальнем Востоке разведаны крупные месторождения железных руд и вместе с тем практически отсутствуют предприятия черной металлургии. Единственный такой завод находится в г. Комсомольске-на-Амуре. Поэтому разрабатываемый проект включает в себя строительство Гаринского ГМК в центральной части Амурской области (120 км к северо-востоку от г. Шимановска) проектной мощностью 10 млн. тонн руды; Кимкано-Сутарского ГМК на западе Еврейской АО (в окрестностях пос. Известковый) мощностью 10 млн. тонн руды и 1,98 млн. тонн чушкового чугуна в год; второй очереди Куранахского ГОКа (Тындинский район, Амурская область) с созданием гидрометаллургического производства пятиоксида ванадия и железорудного концентрата (переработка в год 500 тыс. тонн концентрата титаномагнетитовых руд обогатительной фабрики "Олекма"); строительство внешней электросетевой и автодорожной инфраструктуры к ним.

Для реализации намеченных планов необходимо строительство однопутных железных дорог Шимановск - Гарь (140 км) и Известковая - Ленинск (около 120 км), ведущей к будущему мосту через р. Амур, по которому предполагается экспортировать продукцию горно-металлургических предприятий в Китай.

Инвестором проекта выступает ООО "Ариком", аффилированная структура компании Peter Hambro Mining, известная еще как крупнейший акционер ОАО "Покровский рудник". Общий объем капиталовложений инвестора оценивается в 50 - 70 млрд. руб. Ожидаемый объем государственных инвестиций в инфраструктуру проекта - 30 млрд. руб.

По мнению экспертов, реализация этого инвестиционного проекта будет способствовать решению социальных и экономических проблем региона, расширению международной кооперации и созданию сухопутных транспортных коридоров.

Вот пока, пожалуй, и все, что представили дальневосточные субъекты на экспертизу и рассмотрение конкурсной комиссии. Однако этими проектами возможность использовать ЧГП в округе не исчерпывается, тем более что около 50% средств Инвестфонда остаются, по словам Германа Грефа, пока свободными, и на них можно подавать любые заявки.

В прошлом году Президент Российской Федерации дал старт осуществлению четырех основных национальных проектов - в области образования, здравоохранения, жилищного строительства и сельского хозяйства. Их еще называют социальными и не связанными с инвестициями, подразумевая тем самым, что средства, выделенные на их реализацию, не принесут должной отдачи и будут лишь раскручивать инфляцию в стране. Но, как показывает мировой опыт, и в реализации национальных проектов может успешно использоваться модель частно-государственного партнерства.

 

Наши новости и издания

Март 2014
Начата работа над новой статьей А. Э. Холопова и М. Ю. Мостова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Холопова и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Февраль 2014
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Холопова: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Январь 2014
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Холопова и М. Ю. Мостова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.